Следствие: Олег Меркушин, которого винят в кровавой расправе над женой и дочерью, мог заранее готовиться к убийству (Интервью РИА "СуперОмск")


19 октября исполняется 65 лет со дня создания отечественной службы криминалистики. Все началось в далеком 1954 году, когда в органах прокуратуры появилась должность прокурора-криминалиста. Необходимость создания такой структуры остро назрела после масштабной амнистии 1953 года.

К этому дню в Омской области стараниями криминалистов раскрыто немало громких и запутанных преступлений, однако остаются дела, где, несмотря на все усилия, точка так и не поставлена. Об одном из таких, которое в конце мая текущего года взбудоражило весь регион, мы поговорили со следователем по расследованию особо важных дел СКР по Омской области Павлом Василенко.

Ранним утром 28 мая город Калачинск вздрогнул от страшного известия – пропала целая семья – отец, мать и дочь Меркушины. В квартире были обнаружены следы крови, а также маленький четырехлетний мальчик.

«Диван, насквозь пропитанный кровью»

«Начну с вечера, который предшествовал преступлению. Потерпевшая по «Ватсапу» переписывалась с коллегой по работе. Рассказала, что собирается разводиться с мужем и на днях пойдет подавать заявление. Последнее сообщение было примерно таким: «Пришел пьяный, опять скандал закатит!». Отправлено оно было в 23:59», – рассказывает Павел Василенко.

Утром та самая коллега пришла на работу и очень удивилась, когда не застала Марину Меркушину на месте.«На протяжении очень длительного времени Меркушина ни разу не опоздывала и не задерживалась, да и без уважительной причины не появиться на работе она просто не могла. Коллега стала звонить – телефон выключен. Подумала, может батарея села, вот и проспала. Подождала не много, взяла еще одну сотрудницу и отправилась к дому Меркушиных. На месте она была около 9 часов утра. Сразу же обратила внимание на задернутые шторы, решила, что точно спят. Сосед открыл подъезд, стала стучаться и звонить в дверь. Через 2-3 минуты открыл маленький мальчик. На вопрос, а где мама с папой, он ответил: «Они уехали куда-то, а я включил себе мультики». Прошли дальше в квартиру, там и увидели кровь. Все – схватили ребенка на руки, вызвали полицию и стали ждать. Приехала следственно-оперативная группа, в том числе и я. Осмотрелись и на разобранном диване обнаружили пятна бурого цвета похожие на кровь. Он практически насквозь был пропитан кровью». Позже молекулярно-генетическая экспертиза установила, что найденная кровь принадлежит двум лицам женского пола. Образцы сравнили с ДНК родственников, в частности, с мамой пропавшей женщины. Сравнительный анализ и показал, что кровь одной из женщин – это кровь Марины Меркушиной. 

«Просветили помещение криминалистическим светом, нашли брызги и капли крови на полу, паласе и стенах. Стало понятно, что кто-то размахивал окровавленным предметом. Осмотрели квартиру более детально и в одной из комнат нашли орудие преступления – кухонный нож со следами бурого цвета. После экспертиза показала, что это кровь потерпевших. На что еще обратили внимание: в комнате с окровавленным диваном чувствовался небольшой беспорядок, в других – все чисто, –вещи на своих местах, обстановка соответствовала обычной повседневной жизни. Опять же с помощью криминалистического света на полу нашли кровавые следы волочения. Пошли дальше, такие же – в подъезде, на лестнице и на улице. Вели они к месту, где глава семейства обычно ставил машину», – вспоминает Василенко.

«Стоял и что-то тер на домофоне»

На подъезде, где жили Меркушины, установлена камера видеонаблюдения. Следователи и криминалисты досконально изучили запись.

«Качество видео оставляло желать лучшего, тем более что все происходило ночью. Тем не менее разглядели, что около 4:15 подозреваемый тащил что-то тяжелое от подъезда к машине, а потом уехал. Провели видеотехническую экспертизу, попытались улучшить качество записи, но до конца все равно не разберешь. Потому и не можем утверждать достоверно, что тащил он именно тела. Однако при совокупности других доказательств, особенно после кровавых находок в квартире и подъезде, ясно, что вытаскивал он мертвых потерпевших», – уверен следователь Василенко.

Опросили всех соседей, никто ничего не слышал ни той ночью, ни в другие дни. Меркушины жили тихо и спокойно, считались благополучной и порядочной семьей.

«Последним, кто видел подозреваемого в ту самую ночь, был сосед со второго этажа. Он возвращался с какого-то праздника, подошел к подъезду около 03:30 и увидел Меркушина. По словам мужчины, тот стоял и что-то тер на домофоне. Поздоровались, свидетель зашел в подъезд, никаких следов крови не заметил, поднялся к себе и лег спать, а на утро узнал о случившемся».

Следующим местом, где засветился Олег Меркушин, стал райцентр соседнего района, рабочий поселок Горьковское.

«Примерно через час автомобиль подозреваемого зафиксировали в Горьковском. Однако по пути из Калачинска он где-то задержался. Показал это анализ биллинга по базовым станциям операторов сотовой связи. В какой-то период времени Меркушин просто пропал на 30 минут. Ни соединений, ни связи – ничего. Вот где-то в том месте, между Калачинском и Горьковским, он, возможно, и спрятал тела. Вопрос – где. Потому и район поисков был таким огромным. Искали всем миром: и мы, и полиция, и МЧС, и Росгвардия. Привлекали волонтеров, добровольцев, поисковые отряды. Осмотрели леса, заброшенные дачи и строения, кусты и овраги. Обследовали реки и водоемы, ныряли водолазы, опускали на дно эхолот. Поднимали в воздух авиацию – вертолет, кадракоптеры. Все впустую, да, и не удивительно, зона поисков была под сотню квадратных километров», – рассказывает Павел Василенко.

«Автомобиль вычистили до блеска»

Ориенторовки на Меркушиных и на автомобиль были разосланы во все отделы полиции, в СМИ и социальные сети. Через три дня раздался звонок.

«В Горьковском районе лесники заехали в лес и наткнулись на машину. Позвонили и сообщили в полицию. Приехала группа, осмотрели все. Что поразило: на автомобиле были не только сняты номера, но даже и все опознавательные знаки, так называемые, шилдинги – эмблема с маркой авто и названием. Сама машина была заперта. Вскрыли. Внутри идеальная чистота – все вычищено до блеска. Резиновых ковриков нет, не нашли мы ни документов, ни ключей, ни каких-то вещей или телефона. Пусто. Просветили, тогда и увидели пятна крови на сиденье и в багажнике. ДНК принадлежало убитым», – вспоминает осмотр машины Василенко.

Автомобиль Меркушин припрятал в 50 километрах от своего дома. Машина стояла в лесу примерно в 1,5 километра от трассы. С дороги ее не увидишь.

«Мы там все осмотрели, прочесали близлежащую местность – никаких следов и даже намеков. Пускали по следу собаку – дошла до трассы и остановилась. Машину он отмывал либо прямо там, либо в другом месте. Предполагаем, что и ушел он оттуда пешком».

«Несколько тысяч тенге и пять иконок»

Через три недели после пропажи Меркушиных на заброшенных дачах близ Калачинска следователей ждала еще одна находка.«Местные жители собирали ягоду на заброшенных дачах. Зашли на один из участков и почувствовали резкий, неприятный запах из сарая. Заглянули и увидели полусгнивший труп. Мать подозреваемого опознала сына. Узнала она и сумку, которая лежала рядом с умершим. Внутри только портмоне, а в нем несколько тысяч тенге и пять иконок. Все. Ни записки, ни телефона, ни документов. Эксперт осмотрел тело, следов борьбы или убийства он не обнаружил. Да, там еще нож был, воткнутый в стену. На нем кровь самого подозреваемого, а у него небольшой порез на мизинце», – сообщил Павел Василенко.

После такой находки было принято решение осмотреть и эти заброшенные дачи. Собрали группу и пошли.

«Собрали около 200 человек. Прошли и эти дачи, и соседские, примерно на 5 километров. Думали, может, где-то рядом с собой и припрятал тела. Тем более там полно всяких подвалов, погребов, каких-то колодцев и густых зарослей. Заглянули во все закоулки, спускались и в эти ямы. Ноль», – говорит следователь.

От машины до места, где и нашли Олега Меркушина, – примерно 45 километров, а до его дома – и вовсе 2 километра.

«Тайком занималась фитнесом»

Одним из мотивов убийства Василенко называет патологическую ревность и предстоящий развод.

«У меня нет сомнений, что произошло именно убийство, и потерпевших уже нет в живых. Все улики говорят об этом. Диван залит кровью, значит, была обильная кровопотеря. Кровавые следы волочения, следовательно, жертв тащили, когда они уже не подавали признаков жизни. Мотив. Ревность и развод. Подозреваемый безумно ревновал супругу по поводу и без. Контролировал все ее передвижения, пресекал всякое общение, ни друзей, ни подруг. Дошло до того, что женщина тайком от мужа ходила на фитнес. В какой-то момент потерпевшая, видимо, устала жить в полнейшей изоляции, вот и решила развестись. Развод – это ее инициатива. Как раз в день исчезновения, 28 мая или на следующий день она и собиралась идти подавать заявление».

«Не ожидал, что так быстро обнаружат пропажу»

«Я считаю, что убийство подозреваемый спланировал заранее. Хотя в это, на первый взгляд, очень сложно поверить. Он же был кристально чистым человеком – никаких проблем с законом, приводов в полицию, административных дел или каких-то нарушений. Он не употреблял алкоголь, об этом в один голос твердят все друзья, знакомые, родственники, коллеги, но в тот вечер он почему-то «напился», как писала его супруга. По всей видимости, для храбрости. Плюс за несколько дней до убийства Меркушин попросил на работе отгул, именно на 28-е число. За все время работы он ни разу этого не делал. Все развивалось, скорее всего, по такому сценарию: он пришел домой подшофе, супруга и дочка лежали вместе на диване, либо спали, либо готовились ко сну. Саму расправу подозреваемый учинил в промежуток времени между 24 часами и часом ночи. Для меня одно остается загадкой – от чего умерли потерпевшие. Причиной смерти могли стать ножевые ранения, но ведь, скажем, он мог сначала их задушить, а потом добить ножом. Почему он расправился с дочерью, но не тронул маленького, тоже большой вопрос. Может быть, девочка пыталась защитить мать, а может, просто спала не в своей комнате и попала под горячую руку. И еще. Подозреваемый после того, как спрятал тела и замыл машину, возможно, пытался вернуться домой, чтобы все убрать, почистить и замыть, а потом заявить, мол, поругались, схватила дочку и ушла, где сейчас не знаю. Меркушин очень любил сынишку, не думаю, что он надолго бы оставил малыша одного в квартире. Просто не успел, не думал, что все так быстро обнаружится. Вернулся к утру, подошел к дому, а там уже толпа народу, полиция, Следственный комитет. Понял, что все, беда, план провалился», – предположил Павел Василенко.

«Шансов все меньше и меньше. Скоро зима. В лес никто не пойдет. Хотя надежда остается, она есть и будет. Если останки где-то лежат, под травой, листьями на них рано или поздно кто-то наткнется, а если они в земле или, допустим, в болоте, то тут шансы равны нулю. Это как иголку в стогу сена искать».

Что ж, все тайны Олег Меркушин забрал с собой в могилу, но, как известно, надежда умирает последней. Во всяком случае, родственники Марины и Кристины будут верить и ждать до последнего.